Антимонопольные новшества
7 декабря в концеренц – зале администрации Назрани прошла встреча заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ингушетии Рамзана Евлоева с предпринимателями, представителями органов исполнительной власти республики, представителями других структур, на которой подробно освещались вопросы правоприменения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в сфере закупок. Кроме того, были рассмотрены вопросы деятельности Ингушского УФАС по специализации, даны разъяснения Президиума ФАС России по определению размера убытков, причинённых в результате нарушения антимонопольного законодательства, поднималась тема внедрения института внутренннго предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Подобная встреча с целью публичных обсуждений и разъяснений новшеств, появляющихся в антимонопольном законодательстве страны уже третья в этом году.
— 5 октября 2015 года Президентом России был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», также известный как «четвертый антимонопольный пакет» – напомнил Евлоев. — На протяжении нескольких лет четвертый антимонопольный пакет был в центре оживленных дискуссий и подвергался многочисленным изменениям и корректировкам. Его итоговая версия явилась результатом компромисса, достигнутого между Федеральной антимонопольной службой России и бизнес-сообществом. Такой компромиссный характер четвертого антимонопольного пакета во многом объясняет тот факт, что, либерализуя антимонопольное регулирование в отдельных аспектах, он ужесточает его в других. Так, до принятия четвертого антимонопольного пакета правила недискриминационного доступа (ПНД) могли устанавливаться только в отношении рынков, находящихся в условиях естественной монополии, и товаров, производимых или реализуемых субъектами естественных монополий. Четвертый антимонопольный пакет допускает утверждение ПНД и в отношении товаров, производимых и реализуемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.
Представитель антимонопольного ведомства республики подчеркнул, что чем больше предотвращается нарушений, тем эффективнее будет антимонопольное регулирование.
– Именно, такая цель стоит перед службой в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности – отметил он в своей речи. — В настоящее время перед конкурентным правом стоят задачи по решению таких вопросов как совершенствование антимонопольного законодательства в условиях цифровой экономики, изменения контрольно-надзорных функций, реформирование естественных монополий и системы тарифного регулирования Для антимонопольного ведомства реформа контрольно-надзорной деятельности началась еще в 2016 году, когда вступил в законную силу «четвертый антимонопольный пакет». Стоит отметить, что этим законом был расширен институт предупреждения и предостережения. Благодаря этому в 2 раза сократилось количество антимонопольных дел, но изменилась их структура. Развитие цифровых технологий привели к тому, что некоторые компании начали злоупотреблять своим положением на товарном рынке. Для предотвращения подобных нарушений, ведомство считает, что следует внести изменения в Закон о защите конкуренции. По мнению службы, следует начать с отмены иммунитетов в отношении интеллектуальной деятельности, которые сейчас существуют в антимонопольном законодательстве. Подобные иммунитеты сдерживают развитие конкуренции в условиях цифровой экономики.
По словам Евлоева, в Правительстве России уже обсуждается решение этого вопроса.
Затрагивая сферу тарифного регулирования представитель антимонопольного ведомства выделил несколько блоков проблем, которые требуют незамедлительного решения.
— Во первых – это отсутствие системности и единства нормативных правовых актов, посвященных вопросам тарифного регулирования – подчеркнул он. — Во вторых — это постоянный рост тарифов естественных монополий, традиционно считающийся одной из преград для бизнеса. В-третьих, региональные органы тарифного регулирования превышают предельные значения, установленные в социально-экономическом прогнозе. Этот документ устанавливает рост тарифов на передачу электроэнергии на уровне 3%, однако, тарифные органы субъектов при установлении тарифов рассматривают инвестиционные программы сетевых компаний, и в итоге превышают предельное значение, что приводит к значительному росту тарифов. ФАС России рассматриваются предложения, которые помогут развитию конкуренции в нашей стране. К их числу относятся принятие Национального плана развития конкуренции и единого Закона о государственном регулировании тарифов, отмена Закона о естественных монополиях и переведение всех торгов в электронную форму.
Евлоев сообщил так же, что в ходе осуществления государственного контроля в сфере антимонопольного законодательства республиканскими антимонопольщиками было возбуждено четыре дела о нарушении Закона о защите конкуренции из которых три – в отношении органов власти и хозяйствующих субъектов. По результатам рассмотрения дел, ответчики были признанными нарушившими антимонопольное законодательство в части заключения антиконкурентных соглашений при использовании бюджетных средств
Так же, в ходе расследования законности заключенных контрактов Минтрудсоцразвитием Ингушетии с госучреждениями и одним из хозсубъектов установлено, что до определения победителей аукционов, на оказание услуг по организации отдыха детей, детский оздоровительный лагерь «Аьрзи», Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и ООО «Курорты Ингушетии» были допущены до реализации условий предмета закупок. Признаки нарушения антиконкурентных соглашений выявлены в ходе изучения материалов прокурорской проверки, поступившие в антимонопольное ведомство. По этим данным, помимо объяснений из министерства труда, имеются графики, заявки, акты, подтверждающие начало оказание услуг по организации отдыха детей детскими оздоровительными лагерями и санитарным учреждением. Ответственные должностные лица были привлечены к административной ответственности.
Кроме того, в четвертом квартале этого года Ингушским УФАС России возбуждено одно дело о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции в части сговора на торгах.
Результаты рассмотрения дела, как сообщалось, Ингушским УФАС России будут оглашены 12 декабря текущего года. По предварительным данным установлено, что три участника открытых аукционов заключили антиконкурентное соглашение в части поддержания цен на торгах. В результате анализа свойств файлов, полученных торговыми площадками у трех участников торгов, установлено совпадение «авторов» файлов заявок, совпадение в свойствах файлов записи в графе «Кем сохранен», а также совпадение дат создания и сохранения файлов. Заявки участников идентичны по содержанию, в том числе в части предлагаемых товаров и их технических характеристик. при этом ценовые предложения подавались с одного IP-адреса.
— Комиссия установила, что участники, сделав в ходе аукционов ценовые предложения с минимально возможным снижением — это 1-2%, отказывались от дальнейшей борьбы – проинформировал Евлоев. — Поведение участников торгов на аукционах не являлось конкурентным, и каждому заранее было известно о ходах друг друга. В случае подтверждения заключении устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах в электронной форме, виновные должностные лица будут привлечены к административной ответственности .
Евлоев рассказал и о других, выявленных нарушениях и мерах, принятых по привлечению нарушителей к ответственности. Так, к административной ответственности по фактам нарушения законодательства о контрактной системе, в текущем квартале привлечено 58 должностных лиц на сумму более 680 тыс. рублей, в этом году управлением вынесено 57 предупреждений в отношении лиц, нарушивших некоторые части «Закона о защите конкуренции».
Пресс-служба администрации города Назрань