Прокуратура разъясняет: Увольнение гражданского служащего в связи с длительной нетрудоспособностью
В соответствии с п. 8.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а государственный гражданский служащий Российской Федерации освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации и уволен с гражданской службы в случае отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). Более длительный срок сохранения места работы установлен п. 13 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее — Порядок). Согласно нормам данного пункта Порядка период восстановления трудоспособности при травмах, состояниях после реконструктивных операций, туберкулезе может превышать четыре месяца и в этих случаях до периода восстановления трудоспособности за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы. Учитывая, что данная норма Федерального закона не носит императивного характера, представитель нанимателя не связан обязанностью расторжения служебного контракта в случае отсутствия гражданского служащего на службе в течение более четырех месяцев подряд. В данном случае он исходит из служебной целесообразности и возможности продолжения государственно-служебных отношений с теми гражданскими служащими, которые являются квалифицированными специалистами в сфере деятельности структурного подразделения государственного органа.
Сохранение замещаемой должности гражданской службы гарантируется также в случаях, указанных в ч. 3 ст. 37 Федерального закона, а именно в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
Судебная практика исходит из того, что прерывания периода временной нетрудоспособности на выходные и праздничные дни правового значения для увольнения не имеет, так как при исчислении срока отсутствия на работе учитывается только время отсутствия служащего на службе в его рабочее время, а не в календарные дни, включая выходные, праздничные нерабочие дни (апелляционное определение Московского городского суда от 16.03.2015 по делу № 33-7938).
Например, работник представил листки нетрудоспособности с 9 января 2019 года по 8 мая 2019 года и с 13 мая 2019 года по 20 мая 2019 года. Увольнение работника по п. 8.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона будет правомерно, несмотря на то, что в период с 9 по 12 мая 2019 года временная нетрудоспособность прерывалась, поскольку указанные дни являлись выходными и праздничными, работник в эти дни на службе отсутствовал.
В случае расторжения служебного контракта по вышеуказанному основанию гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (пункт 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона).