Ответственность за незаконное размещение рекламных конструкций

1.Размещение рекламной конструкции без заключения договора с собственником недвижимого имущества.

Разместив рекламную конструкцию на не принадлежащем Вам имуществе, без заключения соответствующего договора, Вы рискуете стать ответчиком по делу о взыскании неосновательного обогащения.

Исходя из положений ч.1 ст. 1102 ГК РФ и ч.2 ст.1105 ГК РФ, владелец рекламной конструкции, разместивший ее без согласия собственника земельного участка, здания, сооружениях, строения и т.д. неосновательно пользуется чужим имуществом и обязан возместить потерпевшему то, что он сберег вследствие такого пользования.

Так, если рекламная конструкция размещена на имуществе, находящемся в собственности Санкт-Петербурга, расчет суммы неосновательного обогащения производится исходя из требований и тарифных расценок, установленных Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации от 23.11.2007 №39-р, с учетом площади рекламной конструкции, ставки условной единицы.

  1. Размещение рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку.

2.1 Административная ответственность за размещение рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку.

Ст.14.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность за нарушения требований к установке рекламной конструкции.

Так, установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В случае совершения данного административного правонарушения индивидуальным предпринимателем, в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, он будет нести административную ответственность как должностное лицо. Таким образом, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.37 КоАП РФ на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Теперь рассмотрим подробнее, в отношении кого может быть возбуждено дело об административном правонарушении по вышеуказанной статье.

Безусловно, в первую очередь к административной ответственности может быть привлечен сам владелец рекламной конструкции, но только ли он?

Может ли, предположим, быть привлечено к административной ответственности лицо, сдавшее в аренду земельный участок под размещение рекламного щита?

Пунктом 9 статьи 19 Закона о рекламе, предусмотрено, что установка рекламной конструкции может производиться только при наличии соответствующего разрешения, которое может быть выдано, как по заявлению самого собственника рекламной конструкции, так и владельца имущества на котором она будет располагаться.

По смыслу приведенной нормы, владелец земельного участка, уравнен в правах с владельцем рекламной конструкции в праве на получение разрешения на установку.

Исходя из принципа добросовестности осуществления гражданских прав, установленного ч.3. ст.1 ГК РФ, владелец земельного участка, не получивший самостоятельно разрешение на установку рекламной конструкции, должен убедиться в наличии такого разрешения у собственника рекламной конструкции. Стоить заметить, что аналогичная обязанность при осуществлении гражданских прав лежит и на владельце рекламной конструкции.

В результате мы пришли к выводу, что в рассматриваемом нами примере к административной ответственности, может быть привлечен и владелец земельного участка.

Следует отметить, что на практике не редки случаи, когда по одному факту размещения рекламной конструкции без разрешения возбуждаются два дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.37 КоАП РФ — в отношении владельца рекламной конструкции, и в отношении собственника недвижимого имущества на котором она размещена.

Пленум ВАС РФ в п.14 Постановления от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», указал на еще один субъект ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 КоАП – лицо осуществившее установку рекламной конструкции. Так как прежде, чем выполнить работы по установке, оно должно удостовериться, есть ли у заказчика соответствующее разрешение.

Обращаем ваше внимание, что рекламная конструкция, которая была установлена с соблюдением требований законодательства, но в последствии разрешение на ее установку было аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек, не может быть признана самовольной и эксплуатация таковой не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.37 КоАП РФ.

Разъяснение по данному вопросу дал Пленум ВАС РФ в п.18 Постановления от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»».

2.2 Демонтаж рекламной конструкции, установленной без предусмотренного законодательством разрешения.

Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе, предусмотрен административный порядок принуждения владельца рекламной конструкции к ее демонтажу. Так, в случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она демонтируется на основании соответствующего предписания, которое может быть выдано органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых непосредственно установлена рекламная конструкция.

Обязанность демонтировать рекламную конструкцию может быть наложена, не только в административном порядке в виде предписания, но и в судебном.

Так часть 22 статьи 19 Закона о рекламе, предусмотрено, что в случаях, когда лицо не исполняет возложенные на него обязанности по демонтажу рекламной конструкции, соответствующий орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованиями обязать демонтировать данное лицо рекламную конструкцию.

Сопоставив положения ч.22 ст.19 и ч.10 ст.19 Закона о рекламе, возникает вопрос: вправе ли уполномоченный орган обратиться в суд с требованием о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции, в том случае, если данным органом ранее не выдавалось предписание о ее демонтаже.

Разъяснения по данному вопросу дал Пленум ВАС РФ в п.21 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»», а именно указал, что обязание лица демонтировать рекламную конструкцию — является общим правилом.

Демонтаж рекламной конструкции на основании предписания соответствующего органа местного самоуправления, суд посчитал исключением из правила, позволяющим решить вопрос демонтажа во внесудебном порядке.

Судебный порядок является общим правилом и для случаев, когда обязанность демонтировать рекламную конструкцию возникла в связи с аннулированием разрешения, признанием его недействительным или истечением срока его действия.

Часть 22 статьи 19 Закона о рекламе, устанавливает возможность возложения обязанности по демонтажу рекламной конструкции на собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. Так же на него в случаях необходимости может быть возложена обязанность по последующему хранению и уничтожению демонтированной рекламной конструкции.

Владелец недвижимого имущества в свою очередь вправе требовать от собственника рекламной конструкции возмещения расходов, понесенных в связи с демонтажем, хранением и уничтожением рекламной конструкции, а тот в свою очередь обязан их возместить.

Автор статьи надеется, что изложенная в ней информация побудит Вас при установке рекламной конструкции осуществлять свои гражданские права добросовестно. Заблаговременное заключение договора на размещение рекламной конструкции и получение соответствующего разрешения, сэкономит в дальнейшем Ваше время и убережет от неблагоприятных последствий проверок надзорными органами.

Этот веб-сайт использует файлы cookie. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Согласен