Антимонопольные новшества

7 декабря в концеренц – зале администрации Назрани  прошла  встреча заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ингушетии  Рамзана  Евлоева  с предпринимателями, представителями органов исполнительной власти республики, представителями других  структур, на которой подробно освещались вопросы правоприменения антимонопольного законодательства,  законодательства о рекламе, законодательства в сфере закупок. Кроме того, были   рассмотрены вопросы деятельности  Ингушского УФАС по специализации, даны разъяснения Президиума ФАС России по определению размера убытков, причинённых в результате нарушения антимонопольного законодательства, поднималась тема внедрения института внутренннго предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Подобная встреча с целью  публичных обсуждений и разъяснений новшеств, появляющихся в антимонопольном законодательстве страны уже третья в этом году.

— 5 октября 2015 года Президентом России  был подписан Федеральный закон  «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», также известный как «четвертый антимонопольный пакет» – напомнил Евлоев. — На протяжении нескольких лет четвертый антимонопольный пакет был в центре оживленных дискуссий и подвергался многочисленным изменениям и корректировкам. Его итоговая версия явилась результатом компромисса, достигнутого между Федеральной антимонопольной службой России  и бизнес-сообществом. Такой компромиссный характер четвертого антимонопольного пакета во многом объясняет тот факт, что, либерализуя антимонопольное регулирование в отдельных аспектах, он ужесточает его в других. Так, до принятия четвертого антимонопольного пакета правила недискриминационного доступа (ПНД) могли устанавливаться только в отношении рынков, находящихся в условиях естественной монополии, и товаров, производимых или реализуемых субъектами естественных монополий. Четвертый антимонопольный пакет допускает утверждение ПНД и в отношении товаров, производимых и  реализуемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Представитель антимонопольного ведомства республики подчеркнул, что чем  больше  предотвращается  нарушений, тем эффективнее будет  антимонопольное регулирование.

– Именно, такая цель стоит перед службой в рамках реализации реформы контрольно-надзорной  деятельности – отметил он в своей речи. —  В настоящее время перед конкурентным правом стоят задачи по решению таких вопросов как совершенствование антимонопольного законодательства в условиях цифровой экономики, изменения контрольно-надзорных функций, реформирование естественных монополий и системы тарифного регулирования Для антимонопольного ведомства реформа контрольно-надзорной деятельности началась еще в 2016 году, когда вступил в законную силу «четвертый антимонопольный пакет». Стоит отметить, что этим законом был расширен институт предупреждения и предостережения. Благодаря этому в 2 раза сократилось количество антимонопольных дел, но изменилась их структура. Развитие цифровых технологий привели к тому, что некоторые компании начали злоупотреблять своим положением на товарном рынке. Для предотвращения подобных нарушений, ведомство считает, что следует внести изменения в Закон о защите конкуренции. По мнению службы, следует начать с отмены иммунитетов в отношении интеллектуальной деятельности, которые сейчас существуют в антимонопольном законодательстве. Подобные иммунитеты сдерживают развитие конкуренции в условиях цифровой экономики.

По словам Евлоева, в  Правительстве России уже  обсуждается решение этого вопроса.

Затрагивая сферу тарифного регулирования  представитель антимонопольного ведомства выделил несколько блоков проблем, которые требуют незамедлительного решения.

— Во первых – это   отсутствие системности и единства нормативных правовых актов, посвященных вопросам тарифного регулирования – подчеркнул он. —   Во вторых —  это постоянный рост тарифов естественных монополий, традиционно считающийся одной из преград для бизнеса. В-третьих, региональные органы тарифного регулирования превышают предельные значения, установленные в социально-экономическом прогнозе. Этот документ устанавливает рост тарифов на передачу электроэнергии на уровне 3%, однако, тарифные органы субъектов при установлении тарифов рассматривают инвестиционные программы сетевых компаний, и в итоге превышают предельное значение, что приводит к значительному росту тарифов. ФАС России рассматриваются предложения, которые помогут развитию конкуренции в нашей стране. К их числу относятся принятие Национального плана развития конкуренции и единого Закона о государственном регулировании тарифов, отмена Закона о естественных монополиях и переведение всех торгов в электронную форму.

Евлоев сообщил так же, что в  ходе осуществления государственного контроля в сфере антимонопольного законодательства республиканскими антимонопольщиками  было возбуждено четыре  дела о нарушении Закона о защите конкуренции из которых три  –  в отношении органов власти и хозяйствующих субъектов. По результатам рассмотрения дел, ответчики были признанными нарушившими антимонопольное законодательство в части заключения антиконкурентных соглашений при использовании бюджетных средств

Так же, в ходе расследования законности заключенных контрактов Минтрудсоцразвитием Ингушетии  с госучреждениями и одним из хозсубъектов установлено, что до определения победителей аукционов, на оказание услуг по организации отдыха детей, детский оздоровительный лагерь «Аьрзи»,  Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и  ООО «Курорты  Ингушетии» были допущены до реализации условий предмета закупок. Признаки нарушения антиконкурентных соглашений выявлены в ходе изучения материалов прокурорской проверки, поступившие в антимонопольное ведомство. По этим данным, помимо объяснений из министерства труда, имеются графики, заявки, акты, подтверждающие начало оказание услуг по организации отдыха детей детскими оздоровительными лагерями и санитарным учреждением. Ответственные должностные лица были привлечены к административной ответственности.

Кроме того, в четвертом квартале этого года Ингушским УФАС России возбуждено одно  дело о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции в части сговора на торгах.

Результаты рассмотрения дела, как сообщалось,  Ингушским УФАС России будут оглашены 12 декабря текущего года. По предварительным данным установлено, что три участника открытых аукционов заключили антиконкурентное соглашение в части поддержания цен на торгах. В результате анализа свойств файлов, полученных торговыми площадками у трех участников торгов, установлено совпадение «авторов» файлов заявок, совпадение в свойствах файлов записи в графе «Кем сохранен», а также совпадение дат создания и сохранения файлов. Заявки участников идентичны по содержанию, в том числе в части предлагаемых товаров и их технических характеристик. при этом ценовые предложения подавались с одного IP-адреса.

— Комиссия установила, что участники, сделав в ходе аукционов ценовые предложения с минимально возможным снижением  — это 1-2%, отказывались от дальнейшей борьбы – проинформировал Евлоев. — Поведение участников торгов на аукционах не являлось конкурентным, и каждому заранее было известно о ходах друг друга. В случае подтверждения заключении устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах в электронной форме, виновные должностные лица будут привлечены к административной ответственности .

Евлоев  рассказал и о других, выявленных нарушениях и мерах, принятых по  привлечению нарушителей к ответственности. Так, к административной ответственности по фактам нарушения законодательства о контрактной системе, в текущем  квартале привлечено 58 должностных лиц на сумму более 680 тыс. рублей, в этом году управлением вынесено 57 предупреждений в отношении лиц, нарушивших некоторые части «Закона о защите конкуренции».

Пресс-служба администрации города Назрань

 

Этот веб-сайт использует файлы cookie. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Согласен