Изменения законодательства в сфере по обращению с отходами

Федеральным Законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлен новый переходный период в реформировании отходной отрасли.

 

Законом для городов федерального значения (Москва, Санкт – Петербург, Севастополь) предусмотрена отсрочки исполнения требований до 1 января 2022 года.

Города федерального значения отличаются от остальных субъектов РФ тем, что не вправе иметь на своей территории места размещения отходов, при этом объем образовавшихся твердо коммунальных отходов на их территориях несоизмеримо высок. Законодатель предусмотрел отсрочку для поиска взаимовыгодного сотрудничества с соседними субъектами РФ и синхронизации совместных действий, а также возможности максимально подготовиться к деятельности регионального оператора по обращению с отходами.

Разрешение на использование нелицензированных полигонов до 2023 года.

Какие именно объекты будет разрешено использовать должны решить субъекты РФ совместно с Минприроды России. Согласованные с Минприроды России места размещения ТКО из отдельного перечня должны быть занесены в территориальные схемы, а в конце периода, к 2023 году, из них исключены.

Назначение региональных операторов субъектами РФ продлено до 2020 года.

Федеральный Закон от 25.12.2018 № 483-ФЗ разрешил субъектам РФ в случае, если региональный оператор не выбран или выбран, но отказался от деятельности, субъект РФ может назначить другую организацию и заключить с ней договор при наличии соответствующей лицензии. Если на территории субъекта РФ такой организации нет, допускается привлечение регионального оператора соседнего региона, если такая возможность также отсутствует, разрешается заключить договор с имеющим лицензию государственным или муниципальным унитарным предприятием. В случае если все указанные выше варианты не могут быть реализованы в силу объективных причин, то в таком субъекте РФ до 1 января 2020 года можно отложить переход на новую систему обращения с отходами.

Все указанные изменения законодательства по реализации реформы, в случае возникновения необходимости принятия соответствующих решений необходимо в обязательном порядке согласовывать в Минприроды России.

Возможность самостоятельной организации накопления вторичного сырья для передачи на утилизацию.

В 2018 году в Законе № 89-ФЗ появились понятия «раздельное накопление» и «отходы от использования товаров», которые упростили для управляющих компаний (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и иных собственников отходов возможность организации накопления вторичного сырья для передачи его в переработку. Благодаря введению раздельного накопления снялся вопрос о необходимости получения лицензии на сбор отходов для УК и ТСЖ.

Осуществление такого раздельного сбора твердых коммунальных отходов не влечет за собой необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I IV классов опасности.

Отходы от использования товаров (далее — ОИТ)- это «отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств».

Твердые коммунальные отходы (далее-ТКО)- это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст.1 Закона № 89-ФЗ).

Законодатель, вводя указанные понятия, несмотря на их схожесть, четко отделяет ОИТ от ТКО и выводит их тем самым из-под полномочий, делегированных региональным операторам.

Для организации раздельного накопления отходов от использования товаров, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств в рамках правового поля, УК и ТСЖ должны получить разрешение (или поручение) от общего собрания жильцов на организацию такого раздельного накопления, издать приказ об учете отдельных видов отходов как ОИТ с указанием кодов из четвертого блока Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), назначить ответственное лицо, изготовить протоколы биотестирования для доказательства класса опасности, согласовать с собственником участка на придомовой территории установку контейнера и заключить соглашение с вывозящей компанией о вывозе раздельно накопленных отходов от использования товаров.

Таким образом, действующее законодательство создает некоторые предпосылки для начала внедрения раздельного накопления отходов не только силами региональных операторов, но и по инициативе самих собственников отходов или от их лица (УК и ТСЖ). Стоит отметить, что в большинстве случаев организация раздельного накопления отходов на придомовой территории не является способом заработка для УК и ТСЖ, но может служить инструментом для снижения количества смешанных отходов и платежей за их вывоз.

Этот веб-сайт использует файлы cookie. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Согласен